Первый чемпионский титул за сто лет истории. Истории, подобные этой, гораздо уместнее выглядят в каком-нибудь голливудском фильме. Там любят трогательные возвращения, многозначительные совпадения и счастливые развязки. Там восторгаются успехами маленьких, но гордых птичек и всерьёз верят в чудеса. В реальной жизни такие сюжеты, мягко говоря, выглядят неправдоподобными. Тем более в современном футболе, тем более на столь высоком уровне. Мы стали настолько искушены и прагматичны, настолько привыкли к тому, что спортивная составляющая большого футбола всё больше вытесняется чистым бизнесом, что уже подсознательно не можем принять обратный пример — пусть даже единичный, в порядке исключения.
Судите сами. Итак, в одном не самом слабом европейском чемпионате есть футбольный клуб. Скромный и небогатый, но гордящийся своей древней историей. Он базируется в маленьком рабочем городке — на трибунах стадиона может собраться половина местного населения. Несмотря на свой почтенный возраст, этот клуб не может похвастаться многими громкими успехами. Первые лет шестьдесят своего существования он вообще провёл в безвестности, никому, кроме собственных болельщиков, неинтересный.
Перед стартом нового сезона в наш клуб возвращается легенда. В недавнем прошлом — звезда европейского футбола, сейчас этот человек завершил карьеру футболиста и пробует себя в новой роли, в роли главного тренера. У него нет серьёзного опыта в этом деле, но он долго готовился и уверен в себе. И теперь он возвращается на Родину — в тот клуб, где когда-то, в молодости, провёл пару отличных сезонов и откуда начал восхождение к вершинам славы. Он будет руководить местной командой.
Наступающий год становится годом столетия клуба. В межсезонье уходят двое легионеров, игроков основы. На приобретения потрачено всего ничего — по-другому и быть не может, прошлый сезон клуб провалил. Приходится рассчитывать частично на свои силы, резервистов и молодёжь, частично на недорогих новобранцев. Какой-то американский студент. Какой-то африканец из второго дивизиона.
В первом же туре стартовавшего чемпионата команда под руководством менеджера-новичка терпит унизительное поражение от аутсайдера. Первая победа одержана с большим трудом только в четвёртый игровой день. Дальше начинаются различные чудеса и посрамление здравого смысла. В итоге команда досрочно выигрывает золотые медали чемпионата, впервые за всю свою столетнюю историю. Салют, оркестр, кричали женщины «ура» и в воздух чепчики бросали. Не правда ли, хороший сюжет для спортивной мелодрамы с элементами комедии?
…Но то, что вы только что прочитали — вполне реальная история вполне реального футбольного клуба «Мольде», из одноимённого городка на юго-западе Норвегии. В позапрошлую субботу ребята «Мольде» за два тура до конца первенства стали чемпионами страны.
Главного тренера команды, того самого, о котором мы говорили несколькими абзацами выше, знают все любители футбола. Его зовут Оле-Гуннар Солскьяер.
Солскьяер возвратился в «Мольде» в январе 2011 года. Он сменил на посту главного тренера немца Уве Рёслера. Рёслер, в свою очередь, во второй половине прошлого сезона был призван вытащить команду из той ямы, куда она скатилась при шведе Кьелле Йоневрете. Йоневрет больше трёх лет руководил командой, и работа шведа долго не вызывала нареканий, однако весной 2010-го «Мольде», лишившийся многих важных игроков, скатился на дно турнирной таблицы. Йоневрет просто исчерпал себя в Мольде и не мог добиться чего-то большего.
Рёслер не просто спас команду, боровшуюся за выживание, а совершил с ней настоящее чудо. На фоне нынешнего успеха Солскьяера многие забывают о его предшественнике, и зря. Под руководством немца в восьми оставшихся турах «Мольде» одержал шесть побед и дважды сыграл вничью — более чем уверенный чемпионский ход. Поэтому следует поблагодарить и Рёслера за его роль в создании победоносной команды — фундамент был заложен ещё тогда.
Тем не менее, герр Уве прекрасно знал, что его приглашают именно как кризисного менеджера — он подписывал краткосрочный контракт и сам по разным причинам не рассматривал возможности продления. «Мольде» благополучно выплыл, заняв итоговое 11-е место; немец сделал своё дело и мог уходить. О подписании четырёхлетнего контракта с Оле-Гуннаром стало известно через два дня после завершения чемпионата — 9 ноября.
Поговорим о тренерском опыте. Немногие знают, что до приглашения из Норвегии Солскьяер почти три года руководил резервной командой «Красных дьволов» и добивался с ней успехов. Среди его трофеев — кубки Ланкашира и Манчестера. После завершения игровой карьеры Солскьяер специально выбрал возможность поработать в новом качестве в прежнем клубе — чтобы приобрести необходимые навыки и умение перед тем, как отправляться в «свободное плавание». Именно поэтому, кстати, он переехал в Норвегию только через два месяца, в январе — хотер завершить с командой первую половину сезона. В последней игре под руководством норвежца манчестерская молодёжь разгромила «Ньюкасл» 5:1. Расставание прошло очень красиво и душевно, с изобилием тёплых слов. Сэр Алекс рассыпался в похвалах человеку, «оказавшемуся для нас фантастически полезным» и прочил ему великое будущее. Сам Солскьяер заявил, что мечтал тренировать «Мольде» и рад вернуться туда после четырнадцати лет в «МЮ». Согласно условиям договора, Оле-Гуннару положили годовую ставку в 2,4 миллиона норвежских крон — чуть больше 400 тысяч долларов. Плюс ещё почти столько же за право использовать образ и имя Солскьяера в маркетинговых целях. Это делало нового менеджера Мольде" самым высокооплачиваемым в местной лиге.
Менеджера, подчёркиваю. Оле-Гуннар в «Мольде» — типичный менеджер британского типа, отвечающий не только за выбор состава на игру и тренировочный процесс. Последним больше занимаются его помощники — Марк Демпси и тренер вратарей Ричард Хартис. Оба они — хорошие друзья Солскьяера, сработавшиеся с Оле ещё в Манчестере и с радостью откликнувшиеся на его предложение сформировать тренерский штаб в «Мольде». Демпси, поигравший во множестве скромных английских команд, прославился как тренер молодёжи ещё в 90-х и был уже знаком с норвежскими реалиями — полтора года проработал на аналогичной должности в «Тромсё». Американец Хартис, помимо всего прочего, был тренером вратарей первой команды «МЮ» в триумфальном сезоне 2007/08. Пишу об этих людях, потому что болельщики в массе своей видят только личность главного тренера. Его превозносят при победах и с него же спрашивают, когда команда терпит поражение. Но в современном футболе главный тренер (менеджер) без помощников — вещь немыслимая. Даже в таком относительно скромном клубе, как «Мольде». Кстати о том, что вообще представляет собой этот клуб… Портовый городок Мольде невелик даже по норвежским меркам, а а по нашим это вообще просто большая деревня — и двадцати пяти тысяч человек не наберётся. (Зато у них есть герб с очень симпатичным китом, плывущим за бочкой селёдки — см. рядом). Организованная футбольная команда там появилась ещё в далёком 1911 году и первоначально носила гордое название «Интернационал» — играть приходилось преимущественно с моряками из других стран, чьи суда заходили в порт Мольде, да и в самой команде хватало иностранцев (рабочих-датчан, например). Через несколько лет руководство клуба из патриотических соображений переименует его в «Мольде». В русскоязычных источниках норвежское Molde почему-то часто транскрибируют как «Мёльде» и даже «Мельде», хотя сами норвежцы о таком и не знают и спокойно произносят «о» после твёрдого согласного. На сколько-нибудь серьёзный уровень футбольная команда из Мольде вышла только к началу 70-х, но и после этого долгое время стабильностью не отличалась, болтаясь между первым и вторым дивизионами. Только к середине 80-х «бело-голубые» стали завсегдатаями первого дивизиона, впоследствии трансформировавшегося в Премьер-лигу.
До недавних пор главным предметом гордости «Мольде» было участие в групповом раунде ЛЧ в сезоне 1999/2000. Особенно хорошо эту историю помнят болельщики ЦСКА со стажем. Много было в России шуму после того, как «коней», одержавших в Москве комфортную победу 2:0, вынесли в Норвегии вперёд копытами — 0:4… В следующем раунде квалификации «Мольде» по гостевым голам прошёл финалиста предыдущего КУЕФА испанскую «Мальорку» и подарил местным своим рыбакам и ткачам (Мольде — крупный центр норвежской текстильной промышленности) ещё несколько месяцев незабываемого футбольного праздника. Разумеется, в группе норвежцы выступили явными аутсайдерами, проиграли 5 матчей из 6, но память осталась. Помимо этого, в новейшие времена «Мольде» выиграл два (1994, 2005) кубка страны и неоднократно занимал вторые места в чемпионате (читай: «был чемпионом всей остальной Норвегии, потому что "Русенборг” в те годы сбросить с трона было просто невозможно).
Ну хорошо, допустим, "Русенборг” сейчас здорово сдал и вообще с середины 2000-х "уже не тот”, но что привело к теперешнему триумфу именно "Мольде”? Какие-то суперудачные трансферы? Вряд ли. Скорее, можно было говорить об ослаблении "Мольде” во время зимнего межсезонья. (Чемпионаты Норвегии играют по системе "весна-осень”). Главной потерей было окончание срока аренды московского "железнодорожника” Джиби Фалля, ставшего в 2010-м лучшим бомбардиром норвежской лиги. Кроме того, покинул команду и один из ветеранов, шведский центрбек Маркус Андреассон, получивший статус свободного агента. Взамен Солскьяер сотоварищи насобирали зимой очень многих, но реально в первой команде сразу заиграли трое. В "Хёнефоссе”, вылетевшем из элиты, за 600 тысяч евро был приобретён другой бомбардир-африканец, Дэви Анган. Из австрийского "Альтаха” пришёл левый вингер Джошуа Гатт, перебравшийся в Европу после успешных выступлений за университетскую команду своего родного Мичигана. Наконец, Оле-Гуннар не мог не позвать своего подопечного Магнуса Эйкрема. Магнус — норвежец и уроженец Мольде, выпускник одной из футбольных школ, которые открывались в Скандинавии под патронатом Солскьяера. В 2006-м, в шестнадцатилетнем возрасте, талантливый паренёк подписал контракт с "МЮ”, несколько лет отыграл как раз за резервную команду, так что возможности Эйкрема Солскьяер знал прекрасно.
Говоря о тех футболистах, которые достались Оле-Гуннару "в наследство” от предыдущих менеджеров, следует помнить одну вещь. Состав "Мольде” в этом сезоне был исключительно гибким. Основная схема не поменялась, "бело-голубые” играли те же 4-3-3, что и до Солскьяера; но люди, которых расставляли по этой схеме, могли быть очень разными от матча к матчу. Вот сейчас, например, чемпионат ещё даже не закончился. "Мольде” сыграл 28 матчей, в которых было задействовано 24 человека! Единственный, кто отыграл все поединки от звонка до звонка, причём на одном месте — это вратарь Петтерсен. Остальные тасовались как только можно, а некоторые игроки вроде Махтара Тиуне ("ко мне, Махтар!”) успели поиграть чуть ли не на всех позициях в средней линии и обороне. Солскьяер проявил себя ярым поборником принципов ротации и универсализма; не от хорошей жизни (см. ниже), но факт есть факт.
Да и как было не пуститься на перестановки в команде после такого! Первая же игра Оле-Гуннара на посту главного тренера "Мольде” закончилась страшным конфузом. "Бело-голубые” открывали чемпионат выездным матчем против новичка элиты "Сарпсборга”. Собранный за несколько лет до этого с бору по сосенке "Сарпсборг” впервые за свою недолгую историю вышел в премьер-лигу, без каких-либо предпосылок там задержаться. Команде пророчили мгновенный обратный вылет. Забегая вперёд, скажем, что правильно пророчили — в настоящее время "Сарпсборг” сидит на глухом последнем месте, давно потеряв все шансы на спасение. Но тогда, вечером 18 марта, новичок разгромил гостей из Мольде со счётом 3:0! Все попытки подопечных Солскьяера что-то изменить разбились о великолепно сыгравшего вратаря "Сарпсборга”.
Дальше последовали две ничьи с одинаковым счётом 2:2 против довольно сильных противников. Команда на ходу нащупывала свою игру, воспринимала то новое, чему учило её манчестерское трио. Тот самый Эйкрем через пару месяцев даст интервью, где расскажет, что в "Мольде” теперь тренируются так же, как в "МЮ”. И это, мол, кардинально отличается от принятой в норвежских командах практики тренировок. Нет причин ему не верить.
Оле-Гуннар прививал своим подопечным быстрый и умный комбинационный футбол, который позволил бы преодолевать медлительную защиту соперников классом ниже. Начал забивать Анган, сразу отряжённый Солскьяером в центр нападения. В четвёртом туре наконец пришла победа — 3:2 дома со "Стабеком”. Через неделю "Мольде” поехал в древний город Берген к местному "Бранну”. Уже к середине первого тайма "бело-голубые” вели в два мяча, а после перерыва Петтерсен взял пенальти. "Мольде” выиграл 3:1.
Примерно в это время среди норвежских пользователей Фейсбука проводился опрос с целью выяснить самый популярный футбольный клуб. "Русенборг”, бессменный чемпион Норвегии 90-х, только что вернувший себе золотые медали, предсказуемо победил c большим отрывом, набрав больше ста тысяч "лайков”. "Мольде” досталось в десять раз меньше голосов…
Но "Русенборг” на старте сезона-2011 провалился ещё громче наших героев, и в верхах турнирной таблицы долго царила полная неразбериха. 8 мая действующий чемпион обыграл команду Солскьяера в Мольде (трондхеймцы потом и во втором круге победят). Тем не менее, "бело-голубые” продолжали ступенька за ступенькой подниматься. В десятом туре случилось ещё одно логически необъяснимое крупное поражение — 0:5 от середняка "Хаугесунда” — но оно такое было последним. Больше "Мольде” не оглядывался. В последующих девяти турах команда одержала восемь побед.
16 июня "Мольде” впервые возглавил турнирную таблицу. Через три дня, 19-го, в столетнюю годовщину клуба, "бело-голубые” обыграли дома "Сондал” и оторвались от ближайшего преследователя уже на три очка. Больше они первое место уже никому не отдадут
|